ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
для достойной
жизни
+7 (915) 305 - 26 - 69

 
» Подростковая психотерапия - помощь и поддержка подросткового психотерапевта.
обучение медиации
актуально

Подростковая психотерапия - помощь и поддержка подросткового психотерапевта.

 

Подростковая психотерапия – это…

 

Подростковая психотерапия – это сложный процесс взаимодействия специалиста с подростком, направленный на разрешение, предупреждение и рефлексивное разбирательство проблем, сложных жизненных ситуаций и прочих обстоятельств, которые явились причиной обращения за помощью.

Психологическое вмешательство со стороны специалиста (клинического психолога, врача-психотерапевта, психиатра) в мир подростка носит достаточно специфичный характер.

Обусловлено это в первую очередь тем, что подросток уже сам не считает себя ребенком и в то же время не может в полной мере взять на себя обязанности и ответственность взрослого.

Переход из детского в подростковый возраст сопряжен в большинстве случаев кризисом развития – это вторая сложность при подростковой психотерапии.

Система ценностей детского возраста претерпевает изменения во внутреннем мире подростка, находясь в постоянном «метании» и выборе будущего пути развития, обучения и взросления – и это еще одно препятствие при взаимодействии подростка и психотерапевта (как впрочем, и всего мира взрослых, к которому подросток питает порой противоречивые чувства).

Подростковая психотерапия способна как помочь в разрешении личных и межличностных проблем подростка, так и наоборот, насторожить его, настроить против всех или «помочь» замкнуться в себе.

Переход из детства во взрослую жизнь одновременно «манит» и настораживает, а порой и пугает подростка, будь то юноша или девушка.

 

Что важно знать подростковому психотерапевту?

 

Подростковый психотерапевт должен быть готов к принятию системы ценностей подростка, его мира, порой не подчиняющегося логике, порой идеализированного и нереального, а иногда и вовсе не простроенного.

Подростковый протест проявляется в различных поведенческих и эмоциональных реакциях.

«Спокойное» прохождение периода взросления бывает достаточно редко.

Чаще приходится наблюдать активное, демонстративное, а иногда и агрессивное проявление внутреннего мира подростков.

Они стараются выделиться, быть не такими как все, при этом подражая или копируя поведение, наряды и мысли значимых для них людей.

Подросток не готов или не хочет, не только открываться или доверять свои мысли, чувства, эмоции, но и не готов говорить о том, что происходит с ним, как во внутреннем плане, так и в отношениях с другими.

Это связано не только с чертами характера, которые также взрослеют, а с конфликтом условий жизни и внутренних убеждений самого подростка.

Подростковая психотерапия требует от подросткового психотерапевта особого отношения к подростку – от выжидательного до провокативного взаимодействия.

При этом обязательным является принятие условий, в которых находится подросток, а также его актуальных потребностей.

Принятие – это не обязательно совпадение взглядов, ценностей и убеждений.

Ошибочным считается «подстройка» под подростка и соответствие его миру – это путь к провалу отношений.

У подростка обостряются все чувства, особенно справедливости, истинности, веры и доверия.

Фальшивое или заискивающее поведение «раскусывается» очень быстро.

Принятие должно быть эмпатийным – я чувствую и принимаю твой мир, при этом у меня есть своя точка зрения, которая может в чем-то быть схожей, а в чем-то совершенно расходиться.

Такой подход позволяет определить пространство, как психотерапевта, так и подростка, открывая зоны схожести и различий.

Последние могут стать темой для обсуждения или непосредственно психотерапии, если являются проблемными для самого подростка.

 

Суть психотерапии подростков

 

Психотерапия подростков включает в себя профилактику и коррекцию нарушений формирования личности, лечение психических и соматических последствий проблем адаптации и психической травматизации, коррекцию системы ценностей, смыслов, потребностей, желаний, притязаний, а также образа жизни.

Психотерапия подростков направлена на обнаружение и устранение причин и условий травматизации, поиск оптимальных мето­дов обучения, перевоспитания, преодоления у подростка непра­вильного отношения к себе (неуверенность, зани­женная самооценка, чувство собственной несостоятельности, несформированность чувства собственного достоинства, независимость суждений, выбор индивидуального пути), а также принятие позиции равенства прав и возможностей при построении межличностных отношений.


Для подростка остро стоят вопросы:

  • безопасность существования – отсутствие понимания и защиты в семье и в «мире взрослых»
  • выбор направления и путей развития – кем и (или) как я стану в будущем
  • преодоление стресса – покидая родительское «гнездо» приходится сталкиваться с агрессивной средой
  • решение проблем – появляется потребность ориентироваться в обществе и соответствовать его законам 
  • внутренний конфликт – дискомфорт в представлениях о себе (негативное, отрицательное, пугающее) и о мире (тревожное, беспокойное, нестабильное)
  • регуляция и управление собой – не выработаны или не отлажены регуляторные личностные механизмы (вместо них часто паника или агрессия)

Цель подросткового психотерапевта – помочь заблудившемуся подростку выйти на дорогу взрослой жизни.

Психотерапевт оказывает помощь и поддержку, реабилитацию и реадаптацию дезадаптированного подростка, вступающего в мир взрослых отношений.

Психотерапия подростков учитывает внешние факторы среды и личностные особенности самого подростка.

Направленность и интересы, способности и ориентация, цели и потребности, уровень интеллекта и культуры – все это позволяет облегчить (при умелом применении) адаптацию подростка в реальной жизни, помочь ему определиться в ней, живя с удовольствием и максимально эффективно, как для себя, так для окружающих и общества в целом.


Психотерапия направлена на разъяснение возможных вариантов поведения и их последствий, обучение социальным навыкам поведения и развитие способности адаптироваться в жизни, основываясь на свои потребности и желания, а также учитывая нормы и требования общества.


Уровень адаптации подростка, его социальный статус, самоощущение – все эти критерии

удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью,

учитываются в процессе психотерапии,

обеспечивающей подростку новое качество жизни при переходе из детства во взрослый мир!


Нравится
 
 
------